Минувшая весна обернулась для российского рынка внезапной и в чем-то даже принудительной цифровизацией. Это прямо сказалось почти на всех бизнес-процессах, а не сдать позиции перед более расторопными конкурентами смогли лишь те, кто вовремя понял, какие ИТ-тренды выйдут на первые роли после возвращения к привычной жизни.
В этом контексте наиболее любопытной представлялась судьба облачного потребления, особенно в гибридной модели. Понятно, что во время всеобщей «удаленки» облака только набрали в весе и популярности. Проблемой стало то, что прежние подходы оказали губительное влияние на бизнес, оказавшийся в непривычных условиях.
Рынок шел в гибридные облака, но не был ими полностью доволен
Рост популярности гибридного облака в России (уже до 57%) — это история, в первую очередь, про компромиссы. При всей современности этого подхода и этичности публичных высказываний организаций и вендоров, поставляющих им оборудование, все понимают, что немалую роль в его востребованности играет государство. Безусловно, предприятия хотят иметь возможность управлять потребляемыми мощностями. Но наиболее критические важные нагрузки все равно остаются в локальной инфраструктуре. С одной стороны, можно посетовать, что требования регуляторов таким образом сказываются на эффективности использования ИТ, с другой — особого выхода тут вроде как и нет.
Есть у этого вынужденного компромисса и чуть более далеко идущие последствия. Например, связанные с планированием потребления ИТ в разрезе мощности. Здесь российские предприятия находят место и авантюризму, и применению среднерыночных подходов, но в итоге подсчеты почти никогда не совпадают с реальностью. Бизнес, который запланировал недостаточные траты на ИТ, проигрывает не меньше, чем бизнес, который их переоценил. Если говорить о доминирующей практике, то, как правило, планирование мощностей внутри локальной инфраструктуры проводится с крайней осторожностью. Только на этом компании теряют до половины серверной мощности. Эти потери трудно предотвратить, принимая во внимание тот факт, что подавляющее большинство (83%) игроков на российском рынке все еще пользуются моделью фиксированных затрат для локальной инфраструктуры.
Еще одна проблемная сторона — недостаточное технологическое соответствие публичных и частных облачных сред. В итоге предприятия получают множество бизнес- и ИТ-процессов, часть из которых — гибче и масштабируется куда шире за меньшие деньги, а другая часть — тянет прогресс всей организации назад, нивелируя половину преимуществ. При этом компаниям важно понимать, что за этими глубоко технологическими, казалось бы, проблемами, кроются последствия с самым широким влиянием на такие ключевые показатели, как время вывода продукта на рынок или доля ИТ в итоговой стоимости товара.
Пандемия усилила переход рынка к модели «ИТ как услуга»
И вот весной 2020 г. на всю эту облачную недостаточность легла пандемия коронавируса, которая потребовала некоторого пересмотра устоявшегося порядка функционирования ИТ-инфраструктуры. Почему это произошло?
Глобальные медицинские проблемы серьезно повлияли на структуру потребления, причем, весьма хаотичным образом. Часть компаний столкнулась с резким ростом спроса на свои товары или услуги, другие — с не менее резким его падением. Но вызовом это стало и для тех, и для других, и именно его можно рассматривать как технологический и финансовый стимул, который предопределивший развитие как новых (или слабо развитых прежде) ИТ-подходов, так и моделей финансирования.
В точке пересечения этих двух факторов находится потребление по модели «ИТ как услуга». Так тренд, казавшийся краткосрочным, стал отражением глобальной долгоиграющей тенденции, пусть и медленно развивавшейся до момента тотальной цифровизации. Этой тенденции, по мнению многих аналитиков и игроков рынка, предстоит коренным образом изменить подход предприятий к работе с информационными технологиями. Теперь они обладают новыми характеристиками и прямо влияют на куда больший спектр показателей. Это устраняет многие бизнес-недостатки гибридной модели, но главное — позволяет осуществлять поставки мощностей по требованию и иметь целостное представление о ценообразовании внутри ИТ-блока, которое теперь прямо зависит от объемов потребления и только от них.
Больше не имеет значения, кто владеет мощностями и где они размещены. Зато бизнес-процессы как внутри компании, так и на уровне конечных потребителей, максимально упрощаются, сохраняя свое единообразие и функциональность.
Почему бизнес заинтересовался потреблением ИТ по требованию
Парадоксально, но этот подход, выгода от применения которого стала очевидной «благодаря» пандемии, поможет преодолеть ее же последствия.
Самое очевидное преимущество — финансовое. Если предприятие стоит на пути использования гибридных или мультиоблаков, ему больше не приходится вкладывать лишние деньги в оборудование и его модернизацию.
«ИТ как услуга» устраняет еще один недостаток моделей, которые были в ходу до этой весны — траты на избыточные мощности. Исследования доказывают, что российские компании постоянно не угадывают с прогнозированием мощностей (устанавливая в среднем на 59% больше необходимого) и необходимых объемов хранения (на 48%). Эта ситуация удобна как на уровне предварительного бюджетирования, так и по фактическим тратам. Платить ровно за то, что ты потребил — первая заповедь антикризисного ИТ-менеджера, который встает за штурвал, когда за бортом происходят непредсказуемые скачки спроса и курсов валют. Эксперты уверены, что такой подход не должен казаться затягиваем поясов: тут остается пространство и для долгосрочного планирования, и для обновлений, и для пошагового развития. Немаловажно, что потребление ИТ как услуги не нарушает требования регуляторов, а компании сохраняют максимальный контроль над данными, даже увеличивая их безопасность.
Отсюда проистекает вторая выгода — гибкость. Современные поставщики услуг предлагают максимально выгодные модели ценообразования, чем грех не воспользоваться. Поклонники гибридных облаков здесь получают истинную, а не фальшивую, как раньше, возможность нахождения наиболее выгодного для компании баланса производительности, инновационности и безопасности.
Третья выгода — сама производительность, находящаяся в прямой зависимости от скорости преобразований в ИТ-блоке. Опыт тысяч компаний в последние годы доказал, что оперативное управление облачными средами вообще и объемами потребляемых мощностей — в частности, — ускоряет развитие, прямо влияя на перечисленные выше чисто бизнесовые показатели. Которые теперь еще и зависят только от самой организации.
Четвертым последствием применения модели «ИТ как услуга» можно считать управляемость ИТ-ландшафтом предприятия. Работать с приложениями и данными можно как угодно и откуда угодно: большинство поставщиков профильных решений позаботились о создании единых интерфейсов.
И, наконец, пятое преимущество, — конечно, касается кадров. Сотрудники предприятий, которые потребляют ИТ по требованию, могут отвлечься от скучной рутины и разгребания тормозящих бизнес проблем в пользу разработки инноваций. Ресурсные и временные затраты ИТ-департаментов на поддержку бизнес-критичных приложений становятся равными нулю.
Доказав свою эффективность в самые темные времена, этот подход наверняка останется ключевым и в последующие годы, определяя компании, которые выигрывают в конкурентной борьбе уже не за счет монолитности бизнес и ИТ-процессов, а благодаря гибкости и готовности в любой момент подстроиться под обстоятельства.
Как это работает на практике
Примеров перехода на новую модель в России пока не так много: рынок прощупывает все преимущества, и эти кейсы не всегда становятся достоянием общественности. Публично о подобных внедрениях рассказали, например, телеком-оператор «Мастертел» и компания «Новотранс». Западные предприятия, в том числе достаточно крупные игроки, уже отчитались о своих достижениях.
Одним из наиболее показательных можно считать пример гиганта глобального телеком-рынка — компании Nokia. В ее структуре есть подразделение Nokia Software, являющееся своеобразным инновационным центром и обкатывающее на практике ключевые телекоммуникационные приложения. Понятно, что Nokia стоит в авангарде 5G-разработок. Тем важнее для финского предприятия наращивание мощностей своей научно-исследовательской базы.
В какой-то момент Nokia Software понадобились высокопроизводительные ЦОДы, которыми стали дата-центры vLab. Именно там инженеры корпорации разрабатывают и тестируют новое ПО. Основной ЦОД vLab находится в финском городе Тампере — он практически полностью построен на решениях Hewlett Packard Enterprise, например, с применением вычислительных систем HPE BladeSystem и HPE Synergy, а также систем хранения данных HPE 3PAR.
«Мы предоставляем нашим разработчикам по всему миру удаленный доступ к высококлассным виртуализованным общим ресурсам для научных исследований, разработок и тестирования. Нам нужно было решение, которое сможет обеспечить гибкость общедоступного облака в сочетании с доскональным контролем и предсказуемыми расходами локальной среды», — вспоминает Яркко Китомяки (Jarkko Kytömäki), директор по инфраструктуре в Nokia Software vLab в Тампере.
Выходом стала покупка пяти флеш-массивов HPE 3PAR 20850, а также переход на модель «ИТ как услуга» с оплатой фактически потребленных ИТ-ресурсов в рамках решения HPE GreenLake. Это позволило Nokia Software развернуть частное облако как услугу для исследований разработок.
Теперь Nokia Software платит только за те емкости системы хранения, которые реально использует. Ежемесячные эксплуатационные расходы компании стали куда более предсказуемыми.
«С HPE GreenLake мы можем в любой момент увеличить емкость хранилища, опираясь на поставленное нам оборудование. Это существенно облегчает масштабирование и позволяет без проблем удовлетворить любые требования, связанные с НИОКР. А высочайшая производительность HPE 3PAR 20850 позволяет нашим разработчикам проводить больше параллельных испытаний, что заметно повышает качество продукции и скорость вывода ее на рынок», — отмечает Яркко Китомяки.
Созданной с помощью Hewlett Packard Enterprise средой прямо сейчас пользуются тысячи разработчиков программного обеспечения. Именно они ведут разработку и тестирование ключевых для будущего телеком-отрасли 5G-приложений в режиме CI/CD. Реализованная в компании автоматизация позволяет компании ежегодно разворачивать до шести миллионов виртуальных машин в год, и это число стремительно растет.